Коучинг сегодня

Diana Sultanova

Диана Султанова, профессиональный сертифицированный коуч по стандартам ICF, выпускница International Erickson College (Canada), бизнес-тренер.

  • Диана, каков рынок коучинга в Казахстане сейчас, на Ваш взгляд?

Рынок коучинга у нас еще только формируется, и сейчас можно говорить только об актуальных потребностях существующих. Типы запросов: персональный коучинг – развитие карьеры, поиск призвания и своего предназначения. Коучинг, который связан с личным развитием и с трансформацией некого негативного опыта и созданием более позитивных состояний, устремлений и настроений.

  •  А люди обращаются с этими запросами в силу определенного кризиса?

Это скорее поиск – а что дальше?  Куда дальше?

  • А если говорить о компаниях?

Создание неких результатов конкретных – в таких сферах, как маркетинг, продажи, освоение новых рынков, новых ниш и увеличения продаж. Второе – это развитие компетенций сотрудников, руководителей. Либо способностей, необходимых для работы. А в целом, рано еще говорить о рынке коучинга.

  • Как сейчас коучинг ложится на нашу экономическую ситуацию?  Тот факт, что у нас по сути нет реального сектора, он ложится определенной матрицей?

Коучинг работает с мышлением, с нашими способами мыслить – о целях, о результатах, о себе самих, и по этой причине, коучинг ложится достаточно хорошо на нашу ситуацию.  Хотя бы потому, что у нас формируется рынок фрилансеров, и коучинг для них является хорошим инструментом для развития.  Затем, у нас есть дистрибьюторские компании, ритейл компании, и большая часть моих клиентов представляют эти два рынка.  Коучинг встраивается везде, где людям нужны изменения и большие результаты.

  • А как быть с теми случаями, когда многие люди не воспринимаю коучинг, как реальный инструмент для своего развития?  Они не видят для себя дополнительных возможностей – ну и что, “прогнали” меня через ряд вопросов, но я сам могу задать себе эти вопросы, и ответить на них.

Чаще всего это связано с квалификацией коуча.  Бывают различные сессии, и «плоские», в которых запрос = результат.  И бывают сессии трансформационные, когда человек раскрывает для себя те моменты, которые он не замечал.

  • А как обезопасить себя от коучей с низкими квалификациями?   Спрашивать сертификат?

Сертификат, к сожалению, или к счастью, не поможет, потому что он только говорит о том, что человек прошел курс обучения. Я бы посоветовала обращать внимание, прежде всего, на рекомендации. И в первую очередь, рекомендации существующих клиентов. Было бы хорошо знать, что коуч уже провел несколько проектов в вашей теме.

  • А существуют ли риски для клиентов коучей,  например,  в психологическом плане?

Удивительно то, что коучинг сам себя хранит, он очень экологичен. У любого коуча клиенты голосуют ногами. Вред, как таковой, нанести невозможно, по причине того, что мы не работаем с терапевтическими инструментами, с эмоциональным прошлым клиента. И еще одна важная вещь – коучинг, это территория, свободная от советов. Основной признак коуча – он не дает советов, это территория открытых карт, прежде чем мы что-то делаем, мы рассказываем : что мы будем делать, как мы будем делать, принцип выбора клиента – главенствующий.

  • А может ли человек уйти не туда, если у него есть такое богатство выбора?

Нет, коучинг начинается с того, в начале любой сессия коуч с клиентом определяют, какой результата они хотят достигнуть, обговаривают в русле продвижения проекта клиента, с которым он зашел на коучинг. Какие результаты, какие изменения мы хотим увидеть и достичь. И результат каждой сессии – это решения, план, список шагов на ближайшее время.

  • Есть такой стереотип, что коучинг – это только для топов.

Нет, конечно, нет. Другое дело, что топ-менеджеры быстрее других понимают важность и ценность многих инструментов для развития, это верно. А так, он может быть полезен всем, не зависимо от позиции, ранга, уровня. В том числе, по финансам – индивидуальная сессия у начинающего коуча может стоить от 30 уе, максимальная планка – это порядка 500 уе за сессию, в коучинге первых руководителей и командном коучинге, 1,5-2-часовая сессия. Человек, с зарплатой около 1200 уе вполне может себе позволить обращаться к коучу.

  • А является ли коучинг хорошей альтернативой коучинга?

Цели разные. Тренинг – это когда мы знаем, чего мы не знаем, и хотим это у знать. А коучинг – это когда я знаю, что наверное, я знаю, но как мне все это соединить в систему, и реализовать лучшим образом. И еще, когда мне нужно системное управление всем тем, что я делаю, реализовать новый проект, добиться эффекта синергии. Коучинг хорошо тогда, когда мы хотим создать значительные изменения внутри себя, некое личное развитие, когда мы занимаемся новыми и важными проектами. Он хорош как инструмент командообразования, если речь идет о командном коучинге. И когда нам нужно заглянуть за пределы того, что мы знаем сейчас, видим сейчас, умеем сейчас.

  • На Ваш взгляд, кто он, этот человек, которого может заинтересовать коучинг?  Его примерный портрет.

Чаще всего, это человек активный, даже проактивный, с большим количеством интересов в жизни, желающий добиться большего, которому важно развиться. Который хочет понять, какие изменения он хочет создать. Если мы говорим про компании, то это активные, которых интересует рост, прирост, у которых есть доля открытости и готовности к развитию. Не коучинговые клиенты – это компании бюрократического типа, например. Коучинг так работает, что он способствует раскрытию ценностей, и в него невозможно играть. И иногда, в процесс, люди понимают, что они не из этой компании, их ценности не совпадают с ценностями компании, хотят чего-то другого. И активные компании, нацеленные на бизнес, идут на это, потому что они понимают, что им не нужны те, кто является балластом.

  • Сколько уже прошли через коучинг, как Вы думаете?

Очень сложный вопрос, потому что у нас в Казахстане, тех людей, кто профессионально занимается коучингом, можно пересчитать на пальцах одной руки. Мне, на самом деле, очень хочется поддержать своих коллег, тех, кто сейчас развивает свою карьеру коуча. Мне очень приятно, что в последние примерно 2 года начала формироваться плеяда коучей, которые готовы заниматься только коучингом. И рынок стал почти готов для этого. Хотя по прежнему, коучинг проще продавать, не называя его коучингом. Цели, результаты и изменения, которые они хотят создать, можно говорить об этом, и это будет трогать людей, вызывать их интерес, а коучинг лишь инструмент, средство. И при этом есть такая вещь, как кодекс коуча, которые принимают те, кто прошел обучение и получил сертификат по стандартам ICF: если я вижу, что клиенту нужен не коучинг, а что-то другое, я обязуюсь ему порекомендовать другого специалиста, другие возможности для развития, и не вести с ним сессии.

  • Нынешние коучи – кто они?

Это те, чьей специальностью является коучинг. В коучинг приходят по разному, я например, пришла из менеджмента, много людей приходит из бизнес-профессий, небольшая часть психологов, возможно потому что очень разные парадигмы у коучей и психологов. Много также приходит из HR. Коучинг привлекает многих, в силу того, что он предоставляет возможность помогать, создавать реальные изменения в этом мире.и способствовать тому, чтобы люди раскрывались и реализовывали себя. И чтобы компании занимались не куплей-продажей, в том числе людей, а занимались созданием своего вклада в мир, в людей, их развитие и объединение в команды.

  • На что обращать внимание при выборе коуча?

Если ваш коуч прошел обучение, хорошо бы, что бы эта школа коучинга была аккредитована ICF, это гарантирует наличие определенного качества знаний, и чтобы человек при этом учился очно, чтобы была выдержана длительность обучающей программы. Хотя и это не гарантия, главное – это клиенты и рекомендации и доверие именно этому коучу.

  • Перспективы нашего рынка, на Ваш взгляд.

3-4 года назад идеи коучинга получили у нас определенное развитие, а обучение коучингу начиналось, как подсказывает мне моя память, еще в конце 90х, в начале 2000х. Но рынок обусловлен тем, что у нас почти нет профессиональных коучей, тех людей, которые занимаются именно профессиональной практикой коучинга на постоянной основе. Если же наблюдать общемировую тенденцию, в том числе, что происходит в нашей стране, коучинг однозначно будет развиваться. Увеличивается число запросов, и очень важно, чтобы рынок наполнялся предложениями со стороны профессиональных коучей, которые будут его пропагандировать и продвигать, создавать результаты, истории успеха. С другой стороны, это и развитие наших компаний.

Этому будет и способствовать развитие Интернета, который упрощает доступ к информации, к трендам, кейсам, и можно говорить, что уже идет 3-я волна коучинга. Первая – это 80-е годы, возникновение коучинга как такового, 2 – это когда он получил популярность в мире, и возникло несколько крупных школ коучинга в мире, и 3-я волна, начавшаяся лет 5-7 назад и идет еще на подъем. Пошел активный рост коучинга в России, и затем он добрался до нас. И уже достаточно много людей, обучившихся, только Международный Эриксоновский университет реализовывает свои тренинговые программы около 40 странах, и каждый год выпускаются тысячи человек.

  • Есть ли данные по рынку сейчас?  От кого больше поступает запросов – от компаний, или индивидуальных клиентов?

Пока рынок коучинга только формируется, мы на его заре. Но если судить по моему опыту и практике, соотношение примерное пока 95 % на 5 %, то есть подавляющее число запросов идет со стороны людей, а не компаний. Другое дело, что существуют запросы от компаний, например первично на тренинг и консалтинг, и при проработка запроса, становится ясно, что им нужен коучинг, в данном случае будет полезен именно он. Например, запросы на тренинги или консалтинг по увеличению продаж, и ты понимаешь, что все, что им нужно – это чтобы был результат, потому что это такой инструмент, который позволяет повысить этот уровень минимум на 10-20% от текущего, причем за 1,5– 2 месяца (коучинг руководителя отдела продаж). Или как в одном из кейсов коучинга сотрудников отдела продаж – рост объема продаж вдвое.

Есть определенные критерии, когда лучше сработает тренинг, когда консалтинг, когда коучинг. Бывает и такое, что может понадобиться микс из этих трех продуктов.

  • А можно привести пример?

Допустим, компании требуется разработать новую маркетинговую стратегию. Для того, чтобы им это сделала консалтинговая компания, нужно, чтобы консалтеры были экспертами в этом рынке, и все-равно, понадобится не менее 2-х недель на изучения специфики этого бизнеса. Либо туда может прийти коуч, провести несколько командных сессий, и максимум через те же самые 2 недели уже будет готов план. И он будет разработан лучшими экспертами в этой области, потому что они работают в этой компании. И, конечно, больше гарантия того, что результаты этой работы не будут пылиться где-то на столах, потому что это собственный продукт, это ваши разработки, это легче понять и реализовать. Да, мы люди такие – лучше всего делаем то, что придумали сами. И в этом плане, коучинг способствует вовлеченности в работу, повышению ответственности и удовлетворению от работы.

Если человек сомневается, какой язык ему учить, если ему нужна помощь в постановке цели, если он сомневается в направлении развития своей карьеры – китайский ему нужен, или турецкий, или учить язык в своем городе, или выезжать в зарубежную языковую школу, то он идет к коучу. А когда он определился, когда он уже понимает, какой язык поможет ему в личном, профессиональном развитии, он приходит в языковой центр на конкретный язык.

Или, если вы уже определились с языком, но хотите овладеть им за самое приемлемое для вас время, с наименьшими затратами, в самом удобном для себя формате, самым удобным способом, который подходит 100 % для вас. Тогда вы идете к коучу и берете пару сессий, и разрабатываете свою собственную стратегию освоения языка. Ведь самое важное – не полагаться на шаблоны, а найти свой путь, и тогда вы поймете, что вам может не подойти обучение у репетитора. Может быть, наиболее эффективный формат для вас – это самостоятельное изучение языка, или обучение в малых группах

3 признака того, что общение с коучем вам не помешает.

  1. Вы хотите узнать, что же вы хотите на самом деле.
  2. Есть цель, вы готовы действовать и находитесь в поиске наилучшего плана, системы, стратегии.
  3. Если вы хотите масштабных изменений
  4. Вы хотите личного развития и жить свою жизнь, полностью реализуя себя.

Помните, что коучинг – это акселератор или катализатор, который ускоряет процессы изменений и продвижения вперед в несколько раз

Статья подготовлена и написана Арнуром Мамытбековым,

Оставить комментарий

Ваша электронная почта не публикуется! Обязательные поля помечены *


× три = 24

Вы можете использовать эти HTML теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>